Мое тело было самым важным орудием; я считала, что политически важно использовать женское тело для создания искусства. Поэтому обычно я проводила свои перформансы голой. Меня интересовал мужской взгляд: я знала, что моя нагота позволит мне изменить то, как (в основном мужская) публика на меня посмотрит. И никакое порнографическое или эротическое половое желание не будет играть роли.
VALIE EXPORT
Приближается грандиозное событие: прибытие в наши палестины знаменитой художницы-феминистки VALIE EXPORT, эпатирующей публику своими провокативными акциями с середины шестидесятых. Уже тогда она разрушила границы между частной жизнью и полем искусства, выставив на всеобщее обозрение интимные места во время своих незабываемых перформансов в Вене, заставив мужчин переосмыслить свое отношение к женщине как к сексуальному объекту.
Взгляды радикальной феминистки оказались очень близки Марине Абрамович, известной югославской художнице и фильммейкеру, с начала 1970-х годов неутомимо экспериментирующей с собственным телом и психикой зрителей. Ныне проживающая в Амстердаме, Марина Абрамович остается одной из самых активных и скандальных фигур художественного пространства Европы. Широкой публике она известна благодаря видеоинсталляции/перформансу "Балканское барокко" с мытьем окровавленных костей, за который была удостоена "Золотого льва" на Венецианской биеннале. Ну а поклонники и истые ценители "телесного" искусства, то есть люди продвинутые, знакомы с Мариной еще со времен ее шокирующих инсталляций "Отношения в пространстве" (где полностью раздетая художница и ее возлюбленный - немецкий художник Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей - дело было в 1976-м) и "Коммунистическое тело, Капиталистическое тело" (1980-е) с противостоянием красной звезды и свастики. Первый же перформанс, прославивший девушку с чудесной фамилией Абрамович, случился в 1974 году, когда, обмотав живого питона вокруг головы, Марина улеглась в центр горящей пятиконечной (то есть опять-таки красной - спасибо Тито!) звезды. Год спустя она вырезала бритвой звезду у себя на животе и возлежала, истекая кровью, на ледяном кресте…
Именно Марине Абрамович пришло в голову воссоздать легендарный перформанс VALIE EXPORT "Генитальная паника" (Action Pants: Genital Panic) - напомню, что в 1969-м австрийская художница-феминистка прошлась по мюнхенскому кинозалу в джинсах с внушительной дырой на причинном месте и с автоматом наперевес, предлагая мужской части публики "потрогать настоящую вещь". Марина совершила аналогичную акцию в нью-йоркском музее Гугенхайма, запечатлев сие на пленку. Этот фильм, получивший название "Seven Easy Pieces" (2007), будет демонстрироваться в Доме-музее Анны Тихо в Иерусалиме в дни международного кинофестиваля.
"Семь легких пьес" - семь перформансов классиков жанра, созданных в 1960-е и 1970-е и "реанимированные" Мариной по причине их плохой задокументированности. Желая избежать ошибок прошлого, Абрамович на сей раз дотошно и скрупулезно задокументировала все семь акций: они были сняты на видеокамеры с разных ракурсов. Однако следует учесть, что при переводе старых перформансов на новый язык они приобретают и новые значения, демонстрируют новые ментальные состояния. Так случилось и с "Генитальной паникой": Абрамович с джинсах с нашитой фотографией (!) в причинном месте и кожаной куртке, крепко сжимая в руках автомат, либо сидела неподвижно на стуле, либо вызывающе стояла, внимательно разглядывая публику. "Живая скульптура" символизировала ранимость художника, находящегося в состоянии концентрации. Кстати, если в оригинале акция длилась 10 минут, то в исполнении Абрамович продолжалась 7 часов - с пяти часов вечера до полуночи.
"Продуктом", который остается после перфоманса, являются фотографии и видеоматериалы. Они-то и составляют часть экспозиции выставки VALIE EXPORT вкупе с "ремейками" Марины Абрамович. А в саду Дома Анны Тихо будет демонстрироваться третий полнометражный фильм VALIE EXPORT "Практика любви", номинированный на главный приз Берлинале в 1985 году. Этот фильм, как и поражающие воображение короткометражки художницы, балансирует на грани между авторским и художественным кино - сегодня его назвали бы "артхаусным". Что же касается первого "революционного" фильма VALIE EXPORT 1976 года "Невидимые враги", то он будет показан в иерусалимской Синематеке в присутствии автора.
Героиня картины, разрываясь между двумя мужчинами, постепенно понимает, что отношения невозможны ни с тем, ни с другим. Не потому что субъективный процесс любви исчерпан, а потому, что социальная матрица, в которой существуют оба ее любовника, насквозь коррумпирована, лишена морали и убийственна по своей сути. Но помимо философии, в фильме присутствует и захватывающий "детективный" сюжет, ибо героине предстоит разгадать криминальную головоломку: причину таинственной смерти на станции метро неподалеку от Собора Св. Стефана в Вене. Сначала в это оказывается вовлечен один ее возлюбленный, затем - другой: природа современного социума такова, что каждый из его членов в то или иное время находится под наблюдением вездесущих камер.
Как и в "Невидимых врагах", VALIE EXPORT применяет здесь технику, которую она использовала в ранних экспериментальных кинофильмах, видео и концептуальных фото. Эта техника позволяет ей расширить границы нарративного художественного кинематографа и раздробить на составные части некоторые из его условностей, которые стали слишком сложны. Она заполняет непоследовательности сюжета визуальными метафорами, а также решает и другие вопросы, возвращаясь к предыдущим сценам, но рассматривая их уже с другого ракурса, с другой точки зрения.
VALIE EXPORT будет гостить в нашей столице с 15 по 18 июля. Обещают, что она с удовольствием встретится с публикой и побеседует с оной о своем творчестве.
ЭГо
Расписание мероприятий "под знаком VALIE EXPORT":
13.07, 20:30: демонстрация фильма "Семь легких пьес", Дом-музей Анны Тихо ("Бейт Тихо", ул. Рав Кук, 7, Иерусалим).
15.07, 19:00: торжественное открытие выставки в Доме-музее Анны Тихо в присутствии VALIE EXPORT, посла Австрии в Израиле и директора Музея Израиля в Иерусалиме.
15.07, 20:30: демонстрация фильма "Практика любви" (1985, 90 мин.)
16.07, 20:30: встреча с VALIE EXPORT с израильскими художницами, по окончании - демонстрация короткометражных фильмов (Дом-музей Анны Тихо)
17.07,11:00: демонстрация фильма "Невидимые враги" (1976, 108 мин.) в иерусалимской Синематеке. По окончании - интерактивная встреча художницы с публикой
Телефон для справок: 02-6245068.