Едва ли изменение политики «Вконтакте» можно объяснить официальным появлением Facebook в России: мне кажется, Дурова просто достали сорок человек, обсуждающие другие сорок человек и называющие при этом себя рынком.
Представители соцмедиа получили возможность стать ключевыми фигурами на не существовавшем рынке Facebook — например, за счёт критики российских сетей. Что особенно просто, когда руководство крупнейшей из них настоятельно всех игнорирует.
Хотя критиковать «Вконтакте», безусловно, было и есть за что.
Затянувшееся молчание представителей «самой закрытой соцсети» сложно реабилитировать стандартным налаживанием контактов со СМИ. У меня было ощущение, что компания, поогрызавшись на негативные публикации, в скором времени снова закроется, а инициатива сведётся к рутинной рассылке пресс-релизов. Получилось много лучше. Получился даже диалог, который подтолкнул руководство к серьёзным изменениям в структуре сайта.
Возникшее у представителей «Вконтакте» понимание необходимости двустороннего общения скорректировало дальнейшее их поведение: неожиданная активность в «медийном» «Твиттере», появление Дурова и его заместителя на нескольких конференциях в Москве, постоянные поездки пиарщика в столицу и несколько репортажей представителей СМИ из святая святых — офиса «Вконтакте».
Расконсервация
Первое, на что пошла компания, — отмена тех ограничений, за которые любили ругать «Вконтакте» скептики и представители рынка соцмедиа. Сняты предупреждения при переходах на сторонние сайты, ликвидированы запреты на внешние ссылки в приложениях, регулируемые «брендированные приложения» исчезли как класс, что дало разработчикам новый источник заработка, появляется возможность размещать видеоролики с YouTube, RuTube и Vimeo… И я уверен, что это только начало, сигнал со стороны «Вконтакте» о готовности предпринимать шаги и в этой сфере.
Выпускается целая линейка виджетов: для комментариев, сообществ, опросов и пожертвований, кнопка «Мне нравится». Пока я писал эту колонку, «Вконтакте» анонсировала ещё один виджет, позволяющий «даже самым неопытным разработчикам» устанавливать на свои сайты авторизацию ВК.
Преимущества внешних сервисов «Вконтакте» лично для меня очевидны: они удобны, быстро работают и, что самое важное, узнаваемы среди массовой аудитории. Виджет для комментариев не только предусматривает ответы на записи первого уровня, но и синхронизирует такие ответы с комментариями в профиле пользователя. Виджет для сообществ позволяет отправлять бесплатные СМС подписчикам, а виджет для опросов — распространять информацию и получать обратную связь от большого числа интернет-пользователей. Всё это пока ещё недооценённые медийные инструменты.
Бренды получили возможность официально сотрудничать с «Вконтакте». Показательный пример — ситуация с компанией Nokia, которая, предоставив все необходимые документы, получила субдомен и открыла в сети официальное сообщество. Ценность таких сообществ тоже растёт. Новости от групп с недавних пор отображаются в основной новостной ленте пользователей (раньше они хранились на отдельной вкладке), компании могут настраивать в свои сообщества RSS -трансляции и экспортировать анонсы в «Твиттер». RSS автоматически сохраняет в отдельном альбоме фотографии и синхронизирует комментарии к ним с записью в сообществе. Например, в моём сообществе обсуждения, начавшиеся на стене, часто продолжаются под фотографиями, после того как исходная новость затерялась внизу ленты.
Микроатака
Но главным событием, безусловно, стало введение микроблогов, сначала негативно воспринятое молодой аудиторией «Вконтакте». Привычную стену и статичную информацию неожиданно заменили на не захламлённую посторонними сведениями ленту статусов.
Важность всему этому формату придаёт плотная интеграция с российскими мобильными операторами. Я сейчас не говорю о нулевых версиях сайта. Благодаря бесплатным СМС-сервисам к общению активно подключаются регионы, где далеко не каждый является владельцем iPhone/Android. Владелец любого мобильного телефона бесплатно получает статусы, личные сообщения, комментарии и за смешные деньги отвечает на них при помощи СМС. Это тот золотой сервис, из-за которого я когда-то пришёл в «Твиттер», но его потом отключили для России.
Медленно, но верно новая структура переносит общение в сети на новый качественный уровень. Трансформация профиля и перенос программно генерируемой информации из основной ленты новостей (один добавил в друзья другого, вступил в какую-то группу и т.д.) в отдельную вкладку подстегнули людей к генерации контента. А чтобы приступить к обучению пользователей, появился раздел «Популярное» — рейтинг рассчитывается с учётом показателей «Мне нравится», количества людей, добавивших запись на свою страницу, и какого-то коэффициента.
Для образованного человека записи в топе, естественно, кажутся смешными. Но это уже прорыв — многие школьники дорвались до сборника афоризмов вроде «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнётся». Влад Цыплухин (пресс-секретарь) в своём блоге писал, что компания намерена «подойти к вопросу с другой стороны». Подозреваю, что этой «другой стороной» может стать Герман Клименко, с которым представители «Вконтакте» недавно встречались.
Искусственный выход
Я читал в Сети мнения о том, что «Вконтакте» удалось создать эффект псевдооткрытости. Вероятно, у меня тоже могли появиться такие мысли, если бы я не оказался в числе приглашённых в закрытое сообщество «Вконтакте», где представители крупных СМИ и руководители, принимающие решения о продвижении в соцмедиа, напрямую обсуждают с руководством социальной сети нововведения и идеи для будущих сервисов.
Тему на обсуждение может вынести каждый участник сообщества. Сам Дуров в дискуссию вступает редко, но периодически отмечается в комментариях, давая понять, что читает сообщество. Что-то из предложенного «избранными» реализуется, хотя большинство идей пока остаётся со статусом «скоро будет» или отклоняется с объяснением причин.
Среди участников сообщества — Артур Вельф («Коммерсантъ»), Наталья Бем (РИА «Новости»), Николай Белоусов (Panasonic), Даниил Антонов (Forbes), Александр Блохин (TELE2), Михаил Пронин («Деловой Петербург»), Егор Данилов (Digital Access), Злата Николаева («Вебпланета»), Влад Иванов (Общественная палата РФ).
Сейчас основным аргументом критиков «Вконтакте» остаётся засилье «хомячков». Лично мне это кажется несколько странным. Если в доме есть дети, их слышно ещё с лестничной площадки. Но это не значит, что на кухне не собираются взрослые.
Мне интересно, как будет выглядеть русский Facebook, когда «хомячки» доберутся туда. Что-то подсказывает, что в сложившейся ситуации администрации «Вконтакте» было бы выгодно поддержать недавно запущенную западной сетью акцию по привлечению аудитории за iPod.
Статьи по теме: