Торговцы мелкой розницы, что специализируются по бизнесу в павильончиках на транспортных остановках, приготовились к худшему. Версия: Валентине Ивановне Матвиенко попались на глаза какие-то непотребного вида придорожные ларьки в спальных районах, и тут же было сказано губернаторское слово насчет того, что этакому убожеству не место в приличном городе. Что с такими хозяевами главам районов договоры надо расторгать. И вообще, к середине следующего года следует поменять несуразные строения на красивые современные павильоны. То есть, как поняли старатели "остановочного" бизнеса, для них для всех это означает - гуляйте, ребята. Или готовьте потолще кошельки на очередную павильонную перестройку.
Правда, губернатор добавила при этом, что все "должно быть сделано в рамках закона". Да только есть на сей счет немалый опыт: местная власть обычно не особо в своей работе делает акцент на тех самых "рамках". Если в них не укладывается, все равно задачу выполняет. На этом - акцент. Так было не раз. Правда, до нынешнего губернатора. И паника из того же прошлого. Но волнуются люди, которым уже есть что терять, и те, кто рядом с ними, могут потерять надолго, а то и насовсем единственное, что у них есть, - работу.
Большинство торговцев, что по тревоге обзванивают предпринимательские организации и редакции газет, просят в публикациях не называть их фамилий. На всякий случай. Но главное - это все же их доводы, мнения и информация. События уже разворачиваются, хотя, как уверяют знающие люди, никаких официальных указаний (кроме устного заявления) на нашу тему пока не существует.
В Московском районе, например, уже в ближайшие дни, как говорят, ликвидируют все ларьки на остановках. Может быть, это и слухи с перепугу. Но одного конкретного пенсионера (тоже просил не называть фамилию), который только разжился таким ларьком, а недавно его еще и реконструировал, попросили убираться подобру-поздорову. Все деньги - в никуда. Другому владельцу в местном КУГИ отказали в продлении договора, хотя только что были подписаны все необходимые бумаги. И вот это явление, судя по многим звонкам, становится уже массовым.
...Своего рода семейный подряд: мать продавщица, сын коммерсант. По рассказу сына, павильон, который он содержит и где за прилавком мать, - в образцовом порядке. Имеется телефон, которым могут пользоваться и пассажиры этой остановки. Торговля 24 часа. Днем это маленький продуктовый магазин, ночью торгует, как ларек, через окно. Есть свой дворник. Уборка два раза в день. По просьбе администрации района павильон был отделан современными материалами. Подновлялся постоянно. Арендная плата без задержки (но договор как раз до середины 2005 года). И по мнению этого торговца, такой порядок у всех, кто дорожит своей "торговой точкой". Иначе же просто: нарушаешь правила - забирается патент. Зачем же при этом всех лишать работы? Губернатора, скорее всего, не так поняли, считает глава этого семейного подряда.
Из тех предпринимателей, с кем довелось пообщаться, согласилась назвать себя полностью Татьяна Александровна Быстрова. В прошлом участница афганской войны, военная медсестра. Ей павильон на остановке обошелся в 20 тысяч долларов. Нормально работает с 1996 года. Аренда у КУГИ до сих пор спокойно пролонгировалась. Торговую точку внесли даже в адресную программу благоустройства района. А потом вдруг выяснилось, что аренду не продлили. Объяснили: в адресную программу "объект" все же не вошел. А павильон тут же увезли на штрафную площадку. То есть можно и так: "все по закону".
Авторы этих и множества еще подобных историй звонили и продолжают звонить в предпринимательские организации, надеясь на подмогу.
МНЕНИЯ
Алевтина Павловна, пенсионерка:
- К остановочным ларькам у меня двойственное отношение. Я всегда покупаю в них дешевые просроченные продукты. Это хорошо, иначе бы моей пенсии ни на что не хватило. Но с другой стороны, иногда ларек заменяет саму остановку. Вот, например, езжу я часто в торговый центр на проспекте Косыгина. Рядом с магазином находится трамвайная остановка, где вместо навеса со скамейками, как это принято в других местах, стоит, как прыщ, ларек, торгующий пивом и сигаретами. Пожилые люди, стоя на усталых ногах, томятся на остановке, держа в руках тяжелые сумки, которые даже некуда поставить из-за грязи вокруг ларька. А это уже плохо.
Олег, менеджер:
- В ларьках на транспортных остановках я, как правило, покупаю не пиво и сигареты, а цветы. Вечно куда-то тороплюсь, мне некогда ходить по фирменным магазинам. А тут подошел, показал пальцем на приглянувшегося душистого "застекольщика", отдал деньги и получил что тебе надо...
Евгений, студент Санкт-Петербургского морского технического университета:
- Недавно открылся новый ларек на остановке около моего универа. Милое дело, не надо теперь далеко бегать за пивом. За то время, что мы тратим на дорогу до магазина, можно успеть выпить столько пива... Конечно, этот ларек нанесет серьезный удар по нашей стипендии. Ведь соблазн-то велик!
Сергей Андреев, юрист:
- Вообще, существуют три ГОСТа по услугам розничной торговли: "Термины и определения", "Требования к обслуживающему персоналу" и "Общие требования". А перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением правительства РФ от 13 августа 1997 года. Останавливаясь у ларька, мы далеко не всегда уверены, что здесь соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, правила противопожарной безопасности. Не знаем, каково состояние здоровья продавцов и имеют ли они право стоять за прилавком. Подтвердить все это и успокоить нас может только соответствующий документ. Но, к сожалению, не все ларьки имеют его. Поэтому органы Госстандарта могут прийти в гости в любую торговую точку и, обнаружив нарушения, оштрафовать или даже закрыть.
Алла Олеговна, предприниматель:
- Я в этом бизнесе с 1994 года. У меня 10 таких павильонов. Аренда напрямую с КУГИ по договору до конца декабря следующего года. Раньше этого срока расторгать договор закон не велит. Стало быть, у местной власти, как я понимаю, будет дилемма: следовать закону либо выполнять распоряжение губернатора? Или я неправильно понимаю? И потом: все свои павильоны я обновила, заменила по договоренности с районными властями еще к 300-летию Петербурга. У меня всегда чисто. В среднем работа по каждой торговой точке стоила около 10 тысяч долларов. Я, конечно же, вкладывала деньги в расчете, что они окупятся. А теперь что? Обычно я пролонгировала договор с КУГИ каждые три года. И никаких проблем. Всегда все оплачено. Но платят, когда есть за что, когда есть смысл, когда есть законные гарантии, что бизнес вдруг не закроют. А закроюсь я, потеряют работу 40 человек. Это в большинстве незамужние женщины в возрасте, да еще с детьми. Им найти новую работу трудно. У меня даже подрабатывают дворниками их родители. Те тоже, выходит, потеряют прибавку к пенсии. И все ради чего? Кто бы какие деньги ни вложил в новые красивые павильоны, это отразится и на ценах товаров, которые там будут продавать. И многие из прежних покупателей пойдут искать, где, может быть, не такие павильоны красивые, но товар подешевле. К нам же ходит в основном очень небогатый люд. Его-то зачем обижать, не говоря уже о нас со своими продавцами? Или я что-то не так понимаю?..
Елена Церетели, президент Купеческого клуба:
- Город действительно надо приводить в порядок. Это хорошо. Но если в результате едва не половина торговцев мелкой розницы лишатся работы - это плохо. Они, между прочим, тоже горожане. И какой тогда конечный результат? Звонков много. Помогаем юридическими советами.
Александр Мишин, заместитель председателя петербургского отделения Всероссийской организации малого бизнеса "Опора России":
- Год назад было уже такое в Калининском районе. Убирали ларьки от метро. Чем кончилось? "Сменой караула". В районе сменились кураторы этого бизнеса и привели своих бизнесменов. А сейчас ситуация пока непонятна. Звонков хватает. Предпринимателей лишают торговых мест на остановках. Наши юристы помогают разобраться в каждом конкретном случае.
Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей:
- Среди членов нашей организации пострадавших пока немного. Но звонков масса. Помочь мы готовы, опыт есть. В нашей общественной приемной не один такой "пожарный" вопрос решали. Но, может быть, паника и ложная. Во всяком случае, на заседании Общественного совета высокие представители власти нас заверили, что в ущерб малому бизнесу ничего не произойдет.
Сергей Федоров, председатель Общественного совета по малому бизнесу:
- Все будет по закону, поскольку губернатор нас тоже к этому призывает. А закон, кроме прочего, стоит и на страже защиты интересов предпринимателей, развития малого бизнеса.
Сергей Зимин, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:
- Никаких притеснений предпринимателей быть не может. Происшедший переполох в деловом сообществе, конечно, симптом не отлаженных до нужной кондиции отношений бизнеса и власти, которым еще предстоит стать по-настоящему партнерскими, в чем особенно нуждается мелкорозничная торговля, которая со дня дарования ей свободы постоянно переживает разного рода "упорядочения". Но процесс идет. Для того и создан Общественный совет по малому бизнесу при губернаторе, на котором не обойдется без совета и на эту тему.
Лев Аникин
Больше материалов по теме: